Катастрофа «Союза»: На кого спишут позор космического масштаба

12 Окт 2018 | Автор: | Комментариев нет »

Катастрофа «Союза»: На кого спишут позор космического масштаба

История покорения космоса имеет немало трагических страниц — при запусках ракет и их приземлении погибло более 300 человек. Памятны аварии при старте американских шаттлов Челленджер и Колумбия, Апполона-1, отечественных «Союз-1», «Союз-11». С большим количеством жертв прошли катастрофы на Байконуре в 1960 году (незадолго до легендарного полета Гагарина), произошедшая из-за возгорания топливных баков ракеты перед запуском.

Пожар в ракетной шахте Серси (Арканзас) в 1965 году, взрыв на космодроме Плесецк в 1980 году, на космодроме Сичан в Китае в 1996 году, когда после неудачного пуска ракета упала на деревню, на космодроме Алкантара в Бразилии в 2003 году, после которой космическая программа страны была парализована.

Нынешняя аварийная ситуация с российской ракетой-носителем «Союз-ФГ» не столь драматична. Самое главное, что люди, экипаж в составе космонавта Роскосмоса Алексея Овчинина и астронавта НАСА Ника Хейга, остались живы, благодаря надежно сработавшей системе аварийного спасения (САС). Отметим, что только в нынешнем году носителем подобного класса на МКС были отправлены две экспедиции. 21 марта 2018 года был осуществлен успешный запуск пилотируемого корабля «Союз МС-08» с тремя членами экипажа — космонавтом Олегом Артемьевым и астронавтами НАСА Эндрю Фойстелом и Ричардом Арнольдом. 6 июня стартовали в космос на борту «Союз МС-09» Сергей Прокопьев, американка Серина Ауньен-Чэнселлор и немец Александр Герст. Всё прошло более чем успешно.

И тут вот такая нелепость при старте считавшейся самой надежной из российских ракет-носителей «Союз» в модификации «ФГ», к которой и относится «Союз МС-10». У этой ракеты была безупречная репутация — стопроцентное попадание в цель — выход в космос как с грузовыми «Прогрессами», так и с «пассажирскими» «Союзами». Созданная в самарском Ракетно-космическом центре «Прогресс», эта ракета предназначена для выведения на околоземную орбиту пилотируемых кораблей типа «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс». В настоящее время это единственный в мире ракето-носитель, используемый для запуска пилотируемых кораблей с экипажами на борту для доставки на МКС. 65-й пуск оказался неудачным.

Причины были названы весьма оперативно — отключились двигатели второй ступени при отделении блоков первой ступени, на 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения. Сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют. Экипаж совершил аварийную посадку и благополучно приземлился. Все живы.

За исключением узкопрофильных специалистов ракетостроения вряд ли кто что-то понял из этого объяснения. В общем, что-то там вовремя не отвалилось, не отошло, в результате чего ракета потеряла управляемость и сработала система спасения. Может гайку не так прикрутили, может болты оказались не той системы. Бывает, вот даже в навороченных автомобилях мировых брэндов случаются издержки при сборке и их потом отзывают на доработку. Но! Речь идет в данном случае о ракетном производстве, где каждый миллиметр имеет значение. Соответственно, нужно найти «стрелочника»! Кто виноват?

Сразу на ум приходит имя главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Он ведь у нас «главный по тарелочкам». Человек с дипломом международного журналиста МГУ поднялся до «космических высот» тернистым путем, в котором был и фактор принадлежности к руководству ВПК. С конца мая 2018 года возглавил «Роскосмос», где получил негласное прозвище «Незнайка на Луне», за ряд программ по освоению лунной поверхности и планам полетов на Марс. Ничего личного — Дмитрий Олегович, как человек эрудированный и прогрессивный, искренне старается развивать космическую отрасль России. Вероятно, что какие-то его планы воплотятся в жизнь и на Луне еще будет трепыхать на космическом ветру российский флаг. Но вот реалии нынешних космических программ он как-то пустил на самотек, смотря в будущее, забыл о настоящем.

Рогозина сейчас критикуют многие. Зачастую по делу. Вот и член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков, указывает на то, что авария ракеты-носителя «Союз МС-10» в очередной раз доказывает системный кризис космической отрасли в России. Научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев, тоже пеняет на системный кризис в космической отрасли, и пеняет Рогозину, что тот, начиная с должности вице-премьера «по оборонке», так ничего и не сделал для его преодоления.

В общем, именно Рогозин ту гайку на космическом корабле не так прикрутил. Дмитрию Олеговичу еще несомненно вставят по самое «небалуйся» за аварийный запуск «Союза» — позор на весь мир случился. Но ведь ракеты неудачно стартовали и до него, с «Протонами» вообще беда была — на 300 пусков 50 аварий. Теперь вот «Союзы» теряют репутацию. Почему?

«Союз-ФГ» является последней ракетой в поколении своего класса. Их, «неотстреляных», осталось всего несколько штук, предположительно, что-то около восьми. Пылятся на складах. Выбросить жалко. Вот и «пуляют» ими в космос в ожидании новых ракет «Союз 2.1а», которые сейчас в количестве трех штук изготавливаются на РКЦ «Прогресс».

— Есть такое понятие как «усталость металла», знакомое тем, кто сдавал экзамен по сопромату, — говорит сотрудник «Роскосмоса» Владимир Попов. — Вот и нынешняя модификация «Союза» уже несколько устарела, «устала» летать и по причине консервации, и из-за отсутствия новых компонентов. Если вы, например, всю зиму не будете пользоваться своим автомобилем, а потом по весне сядете за руль, то «чих-пых» без техосмотра вам гарантирован. Так и с нынешним пуском ракеты произошло — все были уверены в ее надежности, но «болты подтянуть» не удосужились. При всей печальности события соответствующие выводы будут, надеюсь, сделаны. История освоения космоса всегда строилась на извлечении опыта из ошибок.

За кадром аварии «Союза» как-то мельком осталось состояние самих космонавтов — Алексея Овчинина и Ника Хейга (астронавта). Можно только представить, что им довелось пережить в такой ситуации. Это вам не с «тарзанки» в реку прыгнуть. Впрочем, российским космонавтам доводилось переживать и не такие истории.

…Космическая бездна лишь с Земли кажется необитаемой и обозначает себя далеким мерцанием звезд. Там, на орбите, кипит своя жизнь, вертятся сотни искусственных спутников, туда вторгаются инородные тела, там случаются свои трагедии и катастрофы. 11 февраля 1985 произошло непредвиденное — орбитальная космическая станция «Салют-7», на которой к тому времени отработали несколько советских и международных экипажей космонавтов, вышла из под контроля. Падение 20-тонной махины казалось неминуемым…

Космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, которых послали «оживить» мертвую станцию, со своей задачей справились. «Салют-7» благодаря их поистине героическим усилиям удалось не просто спасти, но и вернуть в рабочее состояние.

Савиных вручили вторую Звезду Героя, Джанибекову (тогда уже дважды Герою) присвоили звание генерал-майора. О подвиге космонавтов сообщили в сводках информагенств, написали статьи, впоследствии сняли документальный фильм, а сейчас и игровое кино. Под авторством Виктора Савиных вышла книга «Записки с мертвой станции». Кажется, что вся эта история пошагово известна и ничего нового уже не придумаешь. Всё так, за исключением разве что так называемого «человеческого фактора» — ощущений двух человек, которым выпало шагнуть в полную неизвестность и сделать то, чего они до конца так и не представляли.

Ну а «Союзам» все еще предстоит летать в космос — с учетом предыдущих ошибок.

Сайт источник

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Twitter-новости

Найдите в админке сайта панель Directory News - Настройки, блок Нижний блок - Виджеты социальных сетей

Добавьте в него виджет Твиттера или виджет вашей группы в любой из социальных сетей.

Как создать виджет Твиттера, написано здесь.

Наши партнёры
http://rcc.org.ua/
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

sarancha317@mail.ru

О сайте

Новости экономики и политики в России и мире, происшествия, общество, спорт, наука, культура. Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.