Модернизировать Транссиб и БАМ — планы грандиозные, но хватит ли денег?

22 Июл 2018 | Автор: | Комментариев нет »

Модернизировать Транссиб и БАМ — планы грандиозные, но хватит ли денег?

В мартовском послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин сказал, что пропускная способность БАМа и Транссиба за шесть лет вырастет в полтора раза — до 180 млн тонн, а контейнеры от Владивостока до западной границы страны будут доставляться за семь дней (сегодня — две-три недели). Готовы ли магистрали к заявленным изменениям и соответствуют ли финансовые возможности планам?

Доцент кафедры инноваций и предпринимательства Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов отмечает, что и Транссибирская, и Байкало-амурская магистрали справляются сегодня со своими задачами, но, если говорить об ускоренном развитии и привлечении дополнительных грузопотоков, то безусловно, требуется коренная модернизация существующей инфраструктуры.

«Сегодня загрузка мощностей Транссиба составляет около 85−90%. Для серьёзного увеличения его возможностей необходима реализация уже озвученных властями планов: как модернизации самой инфраструктуры (станций, узлов), так и наращивания пропускных способностей — прокладки новых путей, развития БАМа как дублирующего коридора, «расшивки» Тайшета и другое. Ряд достаточно глобальных задач развития прописан в Транспортной стратегии России. Все эти задачи технически реализуемы, вопрос — в финансировании», — считает Максимов.

Что касается планов по увеличению грузопотока и прохождению груза от Владивостока до западной границы России за неделю, то эксперт ссылается на серию экспериментов РЖД, которые, по его мнению, доказали жизнеспособность этих сроков — поезд от Владивостока до Бреста шёл около восьми суток, до границы с Финляндией — семь. Поэтому, говорит Максимов, заявленные президентом показатели могут быть достигнуты и в нынешних условиях.

«И такие запросы уже сформированы: японские компании неоднократно заявляли о готовности подписать контракты на отправку контейнерных поездов — наиболее высокорентабельных грузов — хотя бы раз в неделю из Японии в Западную Европу. Сегодня в мире около 40−45% грузов перевозится именно в контейнерах, в особенности — дорогостоящих: товаров народного потребления, электроники, бытовой техники. Во-первых, это удобно, во-вторых, обеспечивается достаточно высокая сохранность груза, а также идёт снижение совокупных транспортных издержек, поскольку нет необходимости в складских услугах», — говорит он.

При этом, спрос на доставку грузов железной дорогой довольно высок. Например, основной мировой грузопоток из Юго-Восточной Азии в Европу идёт окружным путём — через Суэцкий канал или вокруг Африки. 90% в общем объёме приходится на морские линии, порядка 5−6% попадает на Транссиб, оставшиеся 4% — на остальные сухопутные маршруты. Ускоренная перевозка по России позволит существенно увеличить эти показатели. Достаточно большой объём и внутрироссийских грузоперевозок, обеспечивающих нужды экономики и оборонной безопасности страны.

«Нам необходимо обеспечить развитие инфраструктуры, которое позволит перевести часть грузопотока с Транссиба на БАМ, который в перспективе должен быть продолжен до Европейской части страны и стать Северо-Сибирской железнодорожной магистралью. Кроме того, должна идти речь о строительстве конкретно под контейнерные поезда, грузовые экспрессы, скорые пассажирские перевозки дополнительных железнодорожных путей. Все это позволит создать мощную внутрироссийскую магистраль. С технической и технологической точки зрения это вполне осуществимо за озвученные шесть лет. Пожалуй, единственным ограничением может выступить финансовый вопрос», — отмечает Сергей Максимов.

На модернизацию Транссиба и БАМа запланировано 540 млрд рублей. В течение 2016−2018 гг. выделено уже порядка 160 млрд рублей. И пока этих средств достаточно, считает президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, потому как задача обозначена чёткими границами — восточным полигоном. Но дальнейшие планы развития (в частности, продление БАМа) потребуют дополнительного финансирования. Один из таких проектов — строительство железнодорожного моста на Сахалин. Проект начал прорабатываться около 15 лет назад, сегодня идёт актуализация и подготовка к строительству. Этим мостом, по словам Максимова, остров Сахалин фактически превращается в материковую часть, поскольку будет обеспечено круглогодичное сообщение.

«Кроме того, есть очень интересная перспектива, зависящая от ряда политических факторов, но, тем не менее: предоставить Японии сухопутный вход в Европу с Сахалина. Разговоры с бизнесом демонстрируют заинтересованность японской стороны. Понятно, есть вопросы мирного договора, политических взаимодействий двух стран, но этот экономический проект может сыграть положительную роль и в политическом аспекте», — считает эксперт.

Что же касается быстрой экономической отдачи вложений в Транссиб и БАМ, то Сергей Максимов выделил здесь две составляющие. Во-первых, большой финансовый потенциал заключается в снижении совокупных транспортных издержек. При наличии современных железнодорожных сервисов, ускоренных грузовых и контейнерных перевозок, экспресс-доставки, в реальности мы сталкиваемся с тем, что доставленный в оптимально короткие сроки груз в то же самое время простаивает на станциях: его элементарно не могут выгрузить. Мало того, что съедается эффект от ускоренной доставки, компенсация за простой вагонов и эксплуатацию путей будет заложена в конечную стоимость товара. Необходимость внедрения современных логистических технологий, по его мнению, очевидна: в частности, схем доставки и переработки контейнеров, электронного документооборота. Последний сегодня есть у всех ведомств, однако между собой никак не связан: у РЖД — свой, у таможенных и налоговых служб — свой. Законодательство позволяет проводить таможенные досмотры в электронном виде, но предоставление транспортникам или налоговым органам этой документации вызывает трудности. Именно технологии — транспортные и электронные — значительно увеличат и скорость, и доходность.

Во-вторых, речь идёт о традиционном зарабатывании «с колес» и объёмов. При успешной реализации модернизационных планов Транссиба и БАМа может быть получен дополнительный поток тех же китайских и японских грузов.

«Это крайне положительно отразится и на развитии Новосибирска как транспортно-логистического центра: порядка 75−80% контейнерных грузов для Западной Сибири аккумулируется именно здесь. Увеличение загрузки магистралей позволит увеличить доходы регионального бюджета и работающих на его территории транспортных, складских, автомобильных компаний», — говорит эксперт.

Отметим, что задача по модернизации Транссиба указана в «Стратегии экономической безопасности до 2030 года» в качестве приоритетной.

В начале марта 2018 года помощник президента РФ Игорь Левитин на прошедшей во Владивостоке итоговой коллегии Минвостокразвития сообщил, что правительство России увеличило финансирование БАМа и Транссиба в 1,5 раза — до 1 трлн рублей.

Сайт источник

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Twitter-новости

Найдите в админке сайта панель Directory News - Настройки, блок Нижний блок - Виджеты социальных сетей

Добавьте в него виджет Твиттера или виджет вашей группы в любой из социальных сетей.

Как создать виджет Твиттера, написано здесь.

Наши партнёры
http://rcc.org.ua/
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

sarancha317@mail.ru

О сайте

Новости экономики и политики в России и мире, происшествия, общество, спорт, наука, культура. Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.